Главная

О кафедре

История

События

Методические материалы

Книги

Электронные
книги


Источники
и  пособия


Библейское обозрение

Рекомендуемые
программы


Ссылки

Обновления
сайта


Написать
письмо

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БИБЛЕИСТИКИ
Доклад на семинаре преподавателей библейских дисциплин
духовных учебных заведений Московского Патриархата
преподавателя Московской духовной семинарии
протоиерея Николая Дивакова

Прот. Николай Диваков
Ваши Высокопреподобия, Ваши Преподобия, досточтимые преподаватели!

Прежде всего хотелось бы отметить те большие положительные изменения в учебном процессе духовных семинарий, очевидцами и участниками которых мы сегодня являемся. Поэтому прежде всего хотелось бы выразить благодарность Его Святейшеству, который лично следит за реформой духовного образования, и учебному комитету при Священном Синоде, проведшему огромную работу по реорганизации учебного процесса. Задача нашего семинара - способствовать этим благотворным изменениям и, не делая акцент на положительных сдвигах, обсудить те проблемы, которые остаются на сегодня в преподавании библейских предметов. Тем более, что изменения учебной программы очень мало коснулись библеистики, и существующие проблемы идут из прошлого курса.

Библейской кафедрой Московской духовной академии и семинарии мне поручено сделать доклад о преподавании библейских дисциплин в семинариях на примере Священного Писания Ветхого Завета. Надеюсь, что большинство из написанного является прописными истинами. Что-то, возможно несознательно, является личным подходом к преподаваемому предмету. Но, разумеется, задача доклада не в том, чтобы дать присутствующим указания по преподаванию библейских дисциплин, а к тому, чтобы вызвать критику, дискуссию, ответные предложения, суждения, обмен личным опытом преподавания.

Об общих задачах и проблемах преподавания библеистики

На сегодня преподавание библейских дисциплин в семинариях стоится в два этапа. На первом курсе семинарии - Священная Библейская история как пропедевтическая дисциплина, а на последующих - Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. Цель первого предмета - предварительное знакомство студентов с библейской историей, его задача - знание последовательности библейских событий. Цель предмета Священного Писания - знание Библии. Само по себе разделение на два этапа ставит перед нами по крайней мере два вопроса.

  1. Последнее время повсеместно открываются воскресные школы, где дети так или иначе изучают предмет Библейской истории. Сегодня эти школы уже принесли свои плоды. Абитуриенты приходят в Семинарию со знанием этого предмета, который теперь включен в число вступительных экзаменов. Но сразу же наступает абсурдное противоречие. Сдав среди прочих и этот экзамен и поступив в Семинарию, студент вновь начинает изучать тот же самый предмет. Что это? Недоверие к самостоятельному изучению студентом предмета или непризнание результатов своих собственных вступительных экзаменов?

  2. Хотя задачи предметов Священной истории и Священного Писания различны, но взаимосвязаны и во многом пересекаются. Как избежать дублирования?

Теперь вернусь к цели предмета Священного Писания, которая ставит перед преподавателем целый ряд задач. Каждый из нас, видимо, сознает, что истинные знания Библии у студента, как и у любого верующего, бывают не результатом прослушивания лекций по предмету, которые могут дать только общие знания и определенные навыки. Кроме того, в существующей системе преподавания есть изъян: текст Священного Писания превращается в обыкновенный учебный материал. Настоящие знания Библии являются результатом самостоятельного регулярного чтения Священного Писания. Только тот человек, который вслед за псалмопевцем может воскликнуть "в законе Твоем поучихся день и нощь", может сказать про себя, что он знает Библию. Отсюда перед преподавателем встает первая и главная задача - привить студенту любовь к Библии. Как это сделать? Хорошо, если каждый выскажет свои соображения по этому поводу и поделится своим опытом. Мне кажется, что немаловажную роль в этом играет раскрытие всей глубины подлинного смысла библейского текста с объяснением значения слов оригинала.

Однако при существующем положении дел нам не обойтись без обычных схоластических приемов. И мне кажется, что на предмете Священного Писания мы должны не излагать студентам библейский текст, а задавать его для самостоятельного прочтения. Наша задача - пояснить трудные места Библии, научить студентов правильно подходить к работе над текстом. А основную часть текста они должны читать сами. Этим мы избежим дублирования предмета Библейской истории и хотя бы в какой-то мере побудим студентов знать общее содержание библейского повествования.

О проблемах предмета Священное Писание Ветхого Завета

Что касается предмета Священного Писания Ветхого Завета, то мне кажется относительно благополучным его состояние на втором и четвертом курсах семинарии, где изучаются соответственно законоположительные и учительные книги. Неблагополучно обстоят дела на третьем курсе, где изучаются исторические и пророческие книги. В предыдущие годы я обращался с рапортом относительно состояния предмета Священного Писания Ветхого Завета на третьем курсе семинарии к Ректору Московской Духовной Академии и Семинарии и председателю учебного комитета архиепископу Евгению. На последнем заседании Библейской кафедры в сентябре прошлого года проблемы преподавания встали вновь, особенно вопрос о том, как избежать дублирования предмета Библейской истории в курсе Священного Писания, и мне поручено заново составить рапорт, поставив перед Владыкой ранее возникшие вопросы. Поэтому следующий отдел доклада в значительной степени дублирует содержание этого рапорта.

Итак, сегодня на втором курсе семинарии изучаются законоположительные книги с вводной частью (4 часа в неделю - две лекции), на третьем - исторические и пророческие книги (столько же лекций), на четвертом - учительные (2 часа в неделю). Как преподаватель этого предмета на втором и третьем курсах семинарии могу констатировать, что если на втором курсе семинарии я располагаю относительно достаточным количеством времени для предмета, то на третьем курсе его состояние вызывает серьезную озабоченность. Там должен стоять вопрос не о повторении учебного курса библейской истории, а о практически полном отсутствии системного изучения учебного материала. Факты говорят сами за себя. За год приходится изучать 19 исторических и 19 пророческих книг, всего - 38. В течение года бывает меньше 60 лекций, в среднем по полторы лекции на каждую книгу, в том числе на такие, как Царств, пророков Исаии, Иеремии и другие объемные библейские книги. Ни о каком серьезном изучении материала при таком количестве часов речи идти, конечно, не может. Приходится ограничиваться тем, что изложено в учебном пособии иеродиакона (потом архимандрита, епископа) Сергия (Соколова). Его пособие я считаю лучшим на сегодня по тем темам, которые в нем раскрыты, но далеко не полностью освещающим весь объем материала изучаемых книг. [Данное пособие было составлено с использованием более полного учебного пособия для семинарии по историческим и пророческим книгам Ветхого Завета, написанным в конце 1970-х годов протоиереем Аркадием Ивановым, тогда доцентом, а ныне профессором Санкт-Петербургской духовной академии - примечание редактора сайта.] Но в любом случае по условиям времени приходится ориентироваться на этот учебник.

    Для примера приведу объем вопросов по Первой Книге Царств:
  1. Пророческая песнь Анны и предсказание о Мессии.
  2. Призвание Самуила к пророческому служению.
  3. Саул у Аэндорской волшебницы.
    По Второй Книге Царств:
  1. Достоинство Давида как царя и богодухновенного писателя.
  2. Пророчество Нафана об утверждении дома Давида.

Подобное можно сказать и о других книгах. В пророческом отделе дело обстоит немного лучше, но далеко не идеально. Так что на сегодня предмет правильнее было бы назвать кратким обзором исторических и пророческих книг. Лекционная система с одной стороны расширила возможности преподавания, с другой резко сузила контроль за усвоением студентами изучаемого материала. Но все равно в условиях лекционной системы удается только расширить уже существующие в учебнике вопросы, например, говорить не только о призвании Самуила, а о его заслугах как судьи: возрождении монотеизма в Израиле, возрождении национального духа, собирании Израиля в единое государство из раздробленных колен и аналогичным образом расширить другие уже существующие вопросы.

От себя скажу, что сейчас я пытаюсь на третьем курсе задавать отделы для самостоятельного прочтения и изложения с выносом на промежуточный зачет (кроме Маккавейских книг), но эта система не работает эффективно: студенты излагают материал, прочитывая его здесь же, на зачете. А лишить их права пользования Библией я не могу, так как ряд вопросов требует последовательного истолкования самого текста. Вынести все эти вопросы в со-став экзаменационных билетов тоже не представляется возможным, так как в этом случае либо каждый билет будет состоять минимум из шести вопросов, либо в экзаменационной программе будет более 70 билетов. И при существующих нагрузках и уровне студентов они сами на должном уровне материал не освоят.

В пророческом отделе комментарии еще более необходимы, так что самостоятельное прочтение студентом текста Священного Писания будет еще менее эффективным. Здесь требуется, видимо, простое расширение объема изучаемого материала, когда станет возможным последовательное чтение книг пророков, в особенности великих. Там есть очень многое, о чем необходимо говорить: религиозное, нравственное учение пророка, его мессианские взгляды (с этим пунктом дело обстоит относительно благополучно), эсхатология, общественно-политическая, экономическая, военная ситуация его времени, состояние народа (слушателей) и многое другое.

И еще раз вернусь к историческим книгам, где ситуация кажется куда более плачевной, чем с пророческими книгами. Наилучшей перспективой кажется синхронное изучение нескольких книг по параллельным местам. Эта методика существовала всегда и является общепризнанной, в том числе в духовных школах нашей Церкви, и по сей день ни у кого не вызывала возражений. Хотелось бы синхронно изучать 2-4 книги Царств с книгами Паралипоменон; 18-20 главы Четвертой Книги Царств параллельно с 29-32 главами Второй Книги Паралипоменон и с историческим отделом книги пророка Исаии (36-39 главы), 25-ю главу Четвертой Книги Царств с 52-й главой Книги пророка Иеремии. Реальным кажется синхронное изучение первой и второй Маккавейских книг. Все это я сейчас могу осуществить лишь в минимальной степени. Ощущается острый дефицит учебного времени.

Как преподаватель, я считаю на сегодня необходимым резко увеличить количество часов для предмета Священного Писания Ветхого Завета и разделить содержание третьего курса на два года. В дореволюционных семинариях в первом классе изучались законоположительные книги, во втором - исторические, в третьем - пророческие, в четвертом - учительные. На сегодня считаю необходимым вернуться хотя бы к этой системе. На осеннем Совете нашей Академии Владыка Евгений поставил вопрос об отмене катихизиса и Библейской истории на первом курсе семинарии и расширении преподавания Священного Писания, но вопрос не прошел. Если и дальше сохранится такое положение дел, то в качестве альтернативного варианта предлагаю изыскать возможность перенести пророческие книги на четвертый курс (четыре часа в неделю), а учительные - на пятый. Ясно, что это вызовет трудности, так как надо будет изыскать учебные часы, но только в этом случае мы сможем выйти на уровень дореволюционных семинарий. Без этого невозможно говорить о серьезном изучении исторических и пророческих книг.

О Новом Завете

Не имея опыта преподавания Нового Завета, не хотел бы глубоко вникать в суть вопроса. Хотелось бы, чтобы кто-нибудь из присутствующих, имеющих опыт его преподавания, сказал свое слово. Но очевидно, что принцип синхронности изучения материала, особенно по евангельскому разделу, полностью применим к Новому Завету. Из опыта своего участия в экзаменах по Новому Завету могу сказать, что в евангельском разделе особенно важно делать акцент не на сходстве, а на различии повествований, в том числе синоптических Евангелий. Студент должен знать, на чем заостряет внимание каждый из евангелистов, описывая то или иное событие евангельской истории. Остальное пусть договорят преподаватели Нового Завета.

О сочинениях

Когда мы приступаем к работе над сочинениями, нам, видимо, следует ясно сознавать стоящие перед нами задачи и объяснить их студентам. Именно перед нами, а не узко перед студентами. Весь учебный процесс должен быть совместным творческим трудом преподавателя и студентов, а написание сочинения - в особенности. Каждый из нас должен ясно сознавать, что написание сочинения - не простая трата времени, а составная часть учебного процесса. Задача сочинения должна соответствовать целям и задачам библейского предмета. Если задача предмета Священного Писания - изучение библейского текста, то задача сочинения - самостоятельная работа студента над частью текста Библии с помощью преподавателя и литературы. Для преподавателя этот процесс должен начаться с подбора тем. А тема должна в свою очередь ориентировать студента на работу с текстом Священного Писания. И, конечно, нельзя ограничивать себя тем, чтобы задать тему сочинения и рекомендовать литературу. Необходима всемерная поддержка студента в процессе работы над сочинением, но это в конечном итоге зависит от самого студента.


       

© Кафедра библеистики МДА, 2005.
Последнее обновление:
Адрес в интернете: http://www.bible-mda.ru/events/2005-03-31/m20050331-divakov-message.html