Главная
О кафедре
История
События
Методические материалы
Книги
Электронные книги
Источники и пособия
Библейское обозрение
Рекомендуемые
программы
Ссылки
Обновления сайта
Написать письмо
|
ПРЕПОДАВАНИЕ БИБЛЕИСТИКИ В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
Доклад на семинаре преподавателей библейских дисциплин
духовных учебных заведений Московского Патриархата
преподавателя Московской духовной семинарии
священника Георгия Климова
Согласно имеющемуся ныне Учебному плану, библейские дисциплины преподаются на первых четырех курсах Московской духовной семинарии. Надо сказать, что при переходе на обучение по этому плану, введенному в действие в связи с реформой Духовных школ в 1998/99 годах, структура преподавания в нашей школе осталась, практически, без изменения. На первом курсе семинарии изучается библейская история, начиная со второго, - Священное Писание Ветхого и Нового Заветов.
Далее, чтобы более конкретно осветить суть дела, я позволю себе остановиться на том, как преподаются Новозаветные дисциплины, так как здесь ориентируюсь гораздо лучше, чем в вопросах преподавания Ветхого Завета.
I курс - это история Евангельская, ей посвящается второе полугодие. Преподается она 6 часов в неделю. В среднем, за полугодие получается около 35 лекций.
Говоря далее уже о предмете Священного Писания Нового Завета, вначале хочу обозначить, какие задачи ставятся. Это:
- дать студентам целостное представление о Священном Писании и о его месте в жизни Церкви;
- познакомить студентов с традиционными и критическими подходами к толкованию библейского текста;
- дать представление о происхождении книг Священного Писания Нового Завета, истории формирования канона и истории священного текста книг Нового Завета;
- познакомить студентов с особенностями каждого раздела книг Нового Завета и с конкретным содержанием каждой книги;
- показать соотношение и взаимосвязь Новозаветного и Ветхозаветного Откровений.
Безусловно, что данный курс теснейшим образом связан с такими дисциплинами как Священное Писание Ветхого Завета, догматическое богословие, патрология, историческая литургика.
Предполагается, что закончивший курс будет иметь четкое представление о главных событиях истории Евангельской и истории Апостольского века; об основных темах и учениях Четвероевангелия и посланий Апостольских, истолкованных святыми отцами и богословами-экзегетами; знать основные достижения исторической и археологической наук; уметь анализировать параллельные места Священного Писания; знать толкование тех стихов, на основании которых зиждутся основные церковные догматы, а также тех, понимания которых в католичестве и протестантизме принципиально расходятся с православным.
Преподается Священное Писание на II и III курсах по 4 часа в неделю. В среднем, в год получается всего около 60 лекций. На IV курсе по 2 часа в неделю: в год около 30 лекций.
Деление по разделам следующее. На II курсе изучается Четвероевангелие, но это предваряется кратким курсом Исагогики, на нее тратится около 15 часов.
На III курсе изучается книга Деяний Апостольских и Соборные послания, на IV курсе - послания апостола Павла и Апокалипсис. На V курсе библейские дисциплины не изучаются.
Если говорить о форме преподавания, то она следующая. На I и II курсах преподавание ведется по школьной системе, т.е. на каждом уроке предполагается небольшой опрос (в том числе в виде письменных контрольных работ) и начитка нового материала. Приветствуется подготовка небольших докладов (на 5-7 минут по изучаемым темам). Форма итогового контроля - экзамен в конце учебного года: в конце первого семестра оценка за полугодие ставится как средний балл по текущим оценкам. На обоих курсах две из трех групп пишут по предмету семестровое сочинение.
На III и IV курсах дисциплина преподается по вузовской лекционной системе с проведением промежуточных зачетов в течении семестров. Форма итогового контроля - экзамен в конце учебного года.
В такой, в принципе, существующей не один десяток лет системе преподавания есть, безусловно, как свои плюсы, так и минусы. В контексте этого остановлюсь на некоторых моментах.
Одним из актуальных вопросов, который ставился неоднократно на Ученом Совете наших Духовных Школ, является преподавание предмета библейской истории как пропедевтической богословской дисциплины: речь идет о возможном упразднении ее, что даст возможность увеличить количество часов на преподавание Священного Писания. Не берусь судить за весь курс библейской истории, но относительно истории Евангельской хочу сказать следующее. Мое мнение, что пока отказываться от такого предмета не следует. Связано это со следующими обстоятельствами.
Во-первых, в Московскую духовную семинарию поступают верующие не только из Москвы, но и из отдаленных регионов Российской Федерации, и из стран ближнего зарубежья, где общий уровень подготовки не сравним с московским. Если вступительные экзамены такой абитуриент еще в состоянии нормально сдать, то начать изучать сразу с первого курса, например, исагогику или Четвероевангелие в рамках предмета Священного Писания он оказывается не в состоянии: требуется подготовка, дающая возможность студенту усвоить важнейшие события библейской истории, почувствовать их историчность, научиться воспринимать Ветхий и Новый Завет как единое откровение Бога. Понятно, что не может не возникнуть уместный вопрос, а не скучно ли в таком случае бывает учиться тем, кто знает этот предмет, у кого за плечами, например, духовное училище и т.п. Опыт показывает, что нет. Студент всегда найдет в этом предмете что-то полезное и новое, так как и сама библейская история имеет неразрешенные проблемы. К тому же на первокурсника в нашей семинарии обрушивается такой шквал предметов и послушаний, что, даже в случае знания этого предмета, ему не будет скучно.
Во-вторых, изучение библейской истории Нового Завета оказывает, если можно так сказать, огромную услугу при изучении Четвероевангелия на втором курсе. Курс строится по Евангельской хронологии, но знание студентом Евангельской истории дает возможность, не тратя времени на изучение общей хронологии, сразу заниматься вопросами, например, согласования сипоптических повествований между собой или с Иоанновским, выбирать наиболее важные места, требующие толкования, привлекать святоотеческое экзегетическое наследие. Важно заметить, что II курс очень насыщен, (в силу того, что помимо Четвероевангелия изучается еще Исагогика, к тому же на каждом уроке предполагается опрос студентов по текущему домашнему заданию), и дорогa каждая минута.
Касаясь, вообще, вопроса насыщенности курсов, хочу заметить, что в нашей семинарии, наверное, нет таких преподавателей-библеистов, которые бы не считали необходимым увеличить количество часов преподавания. (Считаю, что это проблема, вообще, многих духовных школ.) Например, у нас на IV курсе, где изучаются Послания апостола Павла и Апокалипсис, учебный план выделяет на преподавание 2 часа в неделю. Но что такое 2 академических часа? В нашей школе это всего 70 минут. При таком раскладе преподаватель вынужден за указанное время дать 2-3 темы, причем в каждой - по 3-4 параграфа. Безусловно, никакой преподаватель не в состоянии так давать материал, поэтому дает выборочно, даже очень выборочно. Апостол Павел говорит: "Мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть" (Евр. 2,1). Как исполнить завет Апостола, если на элементарное знакомство со священным текстом не хватает времени, не говоря уже о изучении вербальных моментов?
Конечно, можно говорить о том, что Новый Завет христианин всегда имеет с собой и читает всю жизнь, поэтому он рано или поздно узнает написанное. Но сейчас такое время, что и, например, Догматику и любую другую книгу можно всегда иметь с собой и читать. Проблема в другом. Не лучше ли сразу достойно изучить то, что является предметом номер один - самим Словом Божиим. Ведь речь идет о том, что мы готовим не просто хороших верующих, мы готовим достойных служителей Церкви, а это, в первую очередь, тот, кто знает и умеет достойно хранить Священное Предание Церкви или, иными словами, хранить Учение о спасении. Как окончивший духовную школу пастырь будет учить верующих спасаться, если он этого учения сам не знает, а если что-то знает, то не воспринимает его как таковое.
В данной связи можно предложить следующее. Для того, чтобы высвободить побольше времени на изучение как самих текстов Священного Писания, так и комментариев, которые были оставлены Святыми Отцами, ограничиваться в рамках курса минимумом вводного (в смысле исагогического) материала, касающегося тех или иных книг Писания, а давать этот материал более развернуто, предварительно его объединив и обработав, в специально-созданном курсе, пусть даже факультативном, рассчитанном, например, на один или два последних года обучения, где можно было бы соединить базовые понятия по текстологии, библейской археологии и др.библейских наук. Данный курс, как взявший на себя все второстепенное, поможет студентам при изучении курса Священного Писания более цельно воспринимать Слово Божие, не отвлекаясь от "единаго на потребу". Изучение же его самого будет хорошей подготовкой и к академии, и к служению на современном приходе, где, как известно, востребованы подобные знания. Насколько мне известно, в некоторых семинариях есть уже нечто подобное, поэтому хотелось бы, чтобы их представители поделились опытом.
Еще один момент, которого бы хотелось коснуться. Сейчас в нашей Церкви около 30 духовных семинарий и говорить о единообразном курсе преподавания Священного Писания не приходится. Однако, несмотря на различные возможности, способности и направленности духовных школ, видится важным (уверен, что не мне одному) в совместном сотрудничестве разработать не только единую Учебную Программу курса, но и в перспективе создать такое учебное пособие, которого бы придерживались все школы - пособие, которое бы было создано на основе лучших наработок и курсов, имеющихся сейчас в наших семинариях; пособие, которое бы подходило как для желающих посвятить себя приходскому служению без академического образования, так и для тех, кто решил заниматься церковной наукой и собирается поступать в духовную академию, для кого семинария является, в определенном смысле, подготовительной ступенью к ней. В последнем случае мы решим еще одну очень серьезную проблему с подготовкой учащихся к академии, особенно, желающих поступать на библейское отделение. К сожалению, опыт последних лет приема вступительных экзаменов в нашу академию, а особенно, пример последнего года, когда набирались учащиеся на библеистику, показывает, что учащиеся разных семинарий, подчас, совершенно по разному воспринимают одни и те же вопросы, объективно, не по своей, если можно так сказать, вине, они не в состоянии ответить на некоторые из них. Такое пособие, задавая студенту, желающему поступать в академию, общую направленность подготовки, и удовлетворяя, в целом, студента, идущего после семинарии на приход, снимет с повестки дня многие сложные проблемы, в том числе, проблему создания при духовных академиях подготовительных одногодичных курсов для студентов провинциальных семинарий, о чем уже высказываются пожелания; решит насущнейшую проблему создания нормального пособия для студентов заочного сектора обучения, отвечающего нынешним требованиям к семинарии, как к высшему учебному заведению. Хочется надеется, что по этому вопросу у нас получится конструктивный диалог.
© Кафедра библеистики МДА, 2005.
Последнее обновление:
Адрес в интернете: http://www.bible-mda.ru/events/2005-03-31/m20050331-klimov-message.html
|